Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua. Ut enim ad minim veniam, quis nostrud exercitation ullamco laboris nisi ut aliquip ex ea commodo consequat.

.
Телефон

 +7(473)264-46-60

.
E-Mail:

oblexp@govvrn.ru

oblexp@mail.ru

 

 

Допускается ли согласование по внесению изменений в проектную документацию, не учтенных в ранее выданном заключении государственной экспертизы?

Ответ:   Согласно действующему порядку проведения государственной экспертизы, согласование по внесению изменений в проектную документацию, не отвечающих требованиям, изложенным в ранее выданных заключениях государственной экспертизы, не допускается. Примечание: Соответственно экспертные органы не вправе осуществлять оформление таких согласований в любом виде, в том числе отдельными письмами.

Могут ли вноситься изменения в ранее выданные заключения государственной экспертизы?

Ответ:    В соответствии с действующим порядком проведения государственной экспертизы исправление заключений государственной экспертизы, помещенных в дело государственной экспертизы, не допускается (пункт 42 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, пункт 14 Требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных приказом Росстроя от 02.07.2007 № 188).

Каковы критерии оценки проектных решений, на основании которых оформляется заключение государственной экспертизы?

Ответ:   Согласно части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации критерием оценки проектной документации является ее соответствие требованиям технических регламентов (в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности) и результатам инженерных изысканий. Несоответствие проектной документации установленным требованиям является основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы (пункт 34 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145).

Каким документом определяется состав проектной документации, представляемой на государственную экспертизу?

Ответ:   Состав разделов проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, установлен частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации. На основании части 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации представляемая для проведения государственной экспертизы проектная документация должна быть подготовлена в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87. Разъяснения о порядке применения указанного Положения дает Министерство регионального развития Российской Федерации. Примечание: Отсутствие в составе проектной документации разделов, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в принятии такой проектной документации на государственную экспертизу (подпункт «а» пункта 24 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145).


 

Устанавливаются ли сроки действия заключений государственной экспертизы?

Ответ:   Согласно действующему порядку проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, экспертные заключения не имеют ограничений по срокам действия и сохраняют юридическую силу на весь период проектирования, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства.

Требуется ли повторная государственная экспертиза проектной документации при внесении в нее изменений после получения положительного заключения государственной экспертизы и разрешения на строительство?

Ответ:    В соответствии с частью 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик или заказчик после внесения в проектную документацию соответствующих изменений до утверждения направляет ее на государственную экспертизу. Кроме того, на основании пункта 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2012 № 270), проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, направляется на государственную экспертизу повторно при внесении в нее изменений в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства. Проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, после внесения в нее изменений в части технических решений, которые не влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства, также может быть повторно направлена на государственную экспертизу по инициативе застройщика или технического заказчика. Примечание. Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624.

Какие документы и в каком объеме следует представлять для проведения повторной государственной экспертизы?

Ответ:   Согласно пункту 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (далее – Положение), повторная государственная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном Положением для проведения первичной государственной экспертизы. В соответствии с пунктом 45 Положения экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией, в отношении которой была ранее проведена государственная экспертиза. В случае если после проведения первичной государственной экспертизы в законодательство Российской Федерации внесены изменения, которые могут повлиять на результаты государственной экспертизы, экспертной оценке может быть подвергнута представленная проектная документация в полном объеме. На основании изложенного для проведения повторной государственной экспертизы представляются все документы, указанные в пункте 13 Положения, в том числе проектная документация в полном объеме в соответствии с установленными требованиями.

Застройщиком при подготовке задания на проектирование были допущены неточности в части наименования проектируемого объекта. Проектная документация подготовлена в строгом соответствии с заданием на проектирование, однако наименование объекта при этом не соответствует перечню объектов, утвержденному федеральной целевой программой. Какие документы необходимо представить на государственную экспертизу, чтобы экспертное заключение было подготовлено в соответствии с наименованием объекта, указанного в утвержденном перечне.

Ответ:   На основании подпункта «а» пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, подпункта «б» пункта 3 Требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных приказом Росстроя от 02.07.2007 № 188, наименование объекта капитального строительства в экспертном заключении указывается в строгом соответствии с идентификационными сведениями, указываемыми заявителем в заявлении о проведении государственной экспертизы. В случае выявления несоответствия представленной проектной документации (в том числе содержащихся в проектной документации сведений, а также исходно-разрешительных документов) идентификационным сведениям, указанным в заявлении о проведении государственной экспертизы, организация по проведению государственной экспертизы незамедлительно уведомляет заявителя о необходимости устранения выявленных недостатков.

В случае, если застройщик и заявитель (в качестве которого выступает проектная организация) разные лица, то кто указывается в заявлении о проведении государственной экспертизы, руководитель и бухгалтер какой организации подписывают такое заявление?

Ответ:   Заявление о проведении государственной экспертизы составляет и направляет в организацию по проведению государственной экспертизы заявитель. в случае если застройщик (заказчик) и заявитель не одно и то же лицо, в заявлении о проведении государственной экспертизы указываются идентификационные сведения, как о заявителе, так и о застройщике (заказчике) (подпункт «а» пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145).

Имеет ли право эксперт отражать в экспертном заключении замечание без указания ссылок на требования конкретных нормативных технических документов?
Ответ: Согласно подпунктам 6.1 и 6.2 Требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных приказом Росстроя от 02.07.2007 № 188, каждый вывод о несоответствии в отношении в отношении результатов инженерных изысканий либо технической части проектной документации должен быть мотивирован и содержать ссылку на конкретный нормативный акт, его раздел, статью, пункт и т.д.

Пунктом 13 указанных Требований установлено, что заключение государственной экспертизы должно быть конкретным, объективным, аргументированным и доказательным, а формулировки выводов должны иметь однозначное толкование и соответствовать результатам экспертизы.

Ответ:   Наружный газопровод, предназначенный для газоснабжения проектируемого административного здания, не может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства этого здания. Таким образом, в соответствии с пунктом 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, газопровод не может рассматриваться как отдельный этап строительства. В случае если строительство указанного газопровода планируется осуществить за пределами границ земельного участка административного здания либо параметры давления газопровода превышают параметры, установленные для особо опасных и технически сложных объектов пунктом 11(а) части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственной экспертизе подлежит проектная документация в целом по административному зданию (включая проектируемый наружный газопровод).

Требуется ли в составе направляемых на государственную экспертизу документов представлять архитектурно-планировочное задание?

Ответ:    В соответствии с пунктами 13-16 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (в редакции согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 970), архитектурно-планировочное задание не входит в перечень документов, представляемых для проведения государственной экспертизы. Одновременно сообщается, что Градостроительный кодекс Российской Федерации (часть 11 статьи 48) не предусматривает подготовку проектной документации на основании архитектурно-планировочного задания.

Может ли организация по проведению государственной экспертизы отказать в рассмотрении проектной документации, подготовленной иностранной фирмой с отступлениями от требований ГОСТ Р 21.1101-2009 в части оформления штампов чертежей и их маркировки?

Ответ:    Нормативные требования к выполнению и оформлению текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, установлены национальным стандартом ГОСТ Р 21.1101-2009 «СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации», включенным в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р). Согласно пункту 24 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, несоответствие проектной документации требованиям технических регламентов не является основанием для отказа в принятии такой проектной документации на государственную экспертизу. На основании части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов (в том числе требованиям ГОСТ Р 21.1101-2009) является предметом экспертизы и осуществляется в процессе рассмотрения представленной проектной документации.

Ранее нами было получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации. Есть ли возможность получить копию такого заключения? Какова процедура получения копии?

Ответ:    Количество экземпляров заключения, выдаваемых заявителю по результатам государственной экспертизы, устанавливается договором на выполнение экспертных работ. В случае утраты заключения государственной экспертизы заявитель вправе получить в организации по проведению государственной экспертизы дубликат этого заключения. Выдача дубликата осуществляется бесплатно в течение 10 дней с даты получения указанной организацией письменного обращения (пункт 43 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145).

Имеет ли право организация государственной экспертизы выполнять оценку проектной документации на предмет ее соответствия требованиям сводов правил (СНиП)? Согласно части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, а не сводов правил и иных нормативных документов.

Ответ:    Согласно статье 5.1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». На основании части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также части 5 статьи 3 и части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» ФАУ «Главгосэкспертиза России» при проведении государственной экспертизы проектной документации осуществляет экспертную оценку проектной документации на предмет ее соответствия требованиям стандартов и сводов правил, включенных в перечни, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р и приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.06.2010 № 2079, требованиям иных технических регламентов в части, не противоречащей требованиям Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», либо требованиям согласованных в установленном порядке специальных технических условий, разработанных для подготовки соответствующей проектной документации. Согласно пункту 27 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территории, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений проводится проверка соответствия проектной документации и результатов инженерных изысканий требованиям законодательства, нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании» и Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Организация по проведению государственной экспертизы потребовала представить на рассмотрение санитарно-эпидемиологическое заключение на проект расчетной санитарно-защитной зоны с учетом акустического воздействия (технологическое оборудование, инженерное оборудование, транспорт) для ночного и дневного времени. Правомерно ли такое требование, если в перечне представляемых на экспертизу документов такого проекта нет?

Ответ:   Согласно пункту 12(б) Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, раздел 2 в составе представляемой на государственную экспертизу проектной документации должен содержать документацию по обоснованию размеров санитарно-защитной зоны. В соответствии с пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» для действующих объектов, размеры санитарно-защитной зоны которых не соответствуют нормативным требованиям, администрацией предприятий составляются планы мероприятий по организации санитарно-защитной зоны, которые согласовываются учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Мы являемся организацией, занимающейся разработкой проектной документации. В настоящее время подготовка проектной документации завершена и требуется проведение государственной экспертизы. На ком лежит обязанность по обращению за проведением экспертизы, если в договоре на разработку документации между заказчиком и исполнителем такая обязанность не закреплена?

Ответ:   В соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация направляется на государственную экспертизу заказчиком либо застройщиком. Согласно пункту 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, заявителем на проведение государственной экспертизы может являться заказчик, застройщик либо уполномоченное кем-либо из них лицо.

Является ли обследование технического состояния зданий и сооружений инженерными изысканиями? Может ли быть проведена государственная экспертиза только обследования здания?

Ответ:   Согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 20, обследования состояния строительных конструкций зданий и сооружений относятся к специальным видам инженерных изысканий. В соответствии с пунктом 13(е) Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, для проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий следует представлять результаты инженерных изысканий в составе и объеме, предусмотренным программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания заказчика с учетом требований технических регламентов.

Генеральный проектировщик на стадии производства работ вносит изменения в проектную документацию. Необходима ли повторная экспертиза проектной документации?

Ответ:    Согласно части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при отклонении параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции такого объекта, такая проектная документация подлежит повторному утверждению застройщиком или заказчиком после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу.

Необходимо ли при направлении документов на государственную экспертизу в составе проектной документации представлять сметный раздел, в случае если финансирование объекта строительства производится за счет собственных средств заказчика?

Ответ:   Согласно пункту 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, в случае если финансирование строительства объекта планируется осуществлять за счет собственных средств заказчика, необходимость и объем разработки раздела «Смета на строительство» определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование. Представление указанного раздела в составе документов для проведения государственной экспертизы в этом случае законодательством о градостроительной деятельности не регламентировано. Применительно к объектам капитального строительства, финансируемым полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов, раздел «Смета на строительство» разрабатывается в полном объеме. Подготовлено с использованием информации ФАУ «Главгосэкспертиза России»